|
Все без исключения отцы и матери хотят детям добра, но каждый понимает
его по-своему и по-разному представляет, как взращивать это добро.
Однако даже если люди сходятся в оценке добра и зла (а большинство
здесь все-таки едины), то в пути воспитания детей все равно остаются
разными. Одни полагают, что достаточно кормить и одевать ребенка,
остальное приложится. Другие проводят политику кнута и пряника. Третьи
- только кнута, четвертые - только пряника. Пятые прививают чадам
сознание собственной исключительности - и т.д. Где же ориентир?
Другой путь воспитания
Есть мнение, что огромное (без преувеличений) значение в воспитании
ребенка имеет стиль общения с ним. Большинство из нас руководствуется
естественными побуждениями: мы командуем, угрожаем, морализируем,
предлагаем готовые решения, обвиняем или захваливаем, выспрашиваем,
сочувствуем, отшучиваемся. Это путь доминирования, но не доверия:
контакта между родителями и детьми не произошло, а без этого дети
хиреют - и нравственно, и физически.
Существуют родители, выбравшие иной путь. Они отказываются от
«родительского права», предпочитая ему право дружества. Эти родители не
прорубают детям дорогу в жизнь, а всматриваются и вслушиваются в них,
старясь понять, чем одарила их природа и чего недодала. Они неспешно и
незаметно настраивают инструмент детской психики, уча их конструктивно
разрешать конфликты и преодолевать кризисы. Способ, которым пользуются
эти родители, воспитывая своих детишек, называется "личностно
ориентированным" стилем общения. "Личностно ориентированное" общение сознательно и планомерно
ставит в центр внимания другого, в данном случае ребенка. Исходный
принцип такого воспитания - безусловное приятие ребенка таким, каков он
есть. Отсюда вытекает, что можно выражать недовольство действиями
ребенка, но не ребенком как таковым и не его чувствами. Следовать
такому правилу очень непросто.
|
|
Решение детских проблем
Многие, если не большинство детских проблем порождены болью, обидой,
страхом. В таких случаях лучше всего активно выслушать ребенка. Обычно
мы утешаем, уговариваем и т.п. Активно же слушать - значит "возвращать"
ребенку в беседе то, что он сообщил, назвав по имени его чувство. Такой
способ сочувствия не оставляет ребенка наедине с его горестями и дает
порой чудодейственные результаты, поскольку негативные чувства (боль,
обида), будучи четко обозначенными, рассасываются быстрее - и ребенок
теперь сам продвигается в решении своей проблемы. В общении с ребенком не стоит скрывать собственных чувств, говоря
о них от первого лица, то есть говорят о себе, но не о поведении
ребенка: "Я не люблю..." вместо "Ты ведешь себя....", "Меня сильно
утомляет..." вместо "Не шуми..." и т.п. Такие "я - сообщения" не
задевают детского самолюбия и оставляют за детьми возможность самим
принять решение.
|
|
Правила
Дети хотят, чтобы жизнь стала понятной, предсказуемой и безопасной.
Поэтому необходима установка в их жизни соответствующих правил и норм.
Но только чувство меры и житейская мудрость подскажут, какие правила
должны быть жесткими, какие - гибкими, где у детей будет зона
свободного выбора и т.д. Родительские требования не должны вступать в
явное противоречие с насущными потребностями ребенка, даже если это
ужасное на ваш взгляд увлечение каким-нибудь подростковым идолом.
|
|
Любить и понимать
Причины дерзкого поведения видятся им не в природной испорченности или
чьем-то дурном влиянии, а в нереализованной потребности ребенка во
внимании. Нужно помнить, что в число "трудных" попадают обычно не
худшие, а наиболее чувствительные и ранимые дети, те, которые острее
нуждаются в помощи и внимании. Обычно родители реагируют на негативное
поведение ребенка раздражением, обидой, гневом или чувством отчаяния,
то есть так, как и предполагает ребенок. Чтобы разорвать этот порочный
круг, нужно сознательно и умно переключить свои отрицательные эмоции на
конструктивные действия. Чтобы выявить глубинные причины детского
гнева, злобы, зависти, следует помнить, что они вторичны по отношению к
чувствам боли, обиды, страха, а они возникают от неудовлетворенной
потребности в любви, признании, уважении. В основе последних лежат
стремления, выраженные словами: "я - хороший", "я - любим", "я - могу".
Фундаментом всей этой пирамиды является чувство внутреннего
благополучия (или неблагополучия), формирующееся у ребенка в результате
нашего обращения с ним.
Чувство неблагополучия - корень всех детских аномалий и трагедий.
Надо помнить, что наказание или самонаказание ребенка лишь усугубляют
его, а помочь может только неусыпное пестование в нем чувства
самоценности. Это значит любить - понимая и уважая и требовать - любя.
|
|
| |