Основным видом деятельности человека
является труд. Конечный результат труда — создание общественно
значимого продукта. Это может быть урожай, выращенный колхозником,
сталь, выплавленная сталеваром, научное открытие ученого, урок,
проведенный учителем. Игра не
создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование
человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее
значение. Обучение является непосредственной подготовкой личности к
труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на
конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и
культурных ценностей. Труд — процесс создания человеком материальных
и духовных ценностей общества. В
психическом развитии ребенка игра выступает прежде всего как средство
овладения миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне
психического развития происходит освоение объективного мира взрослых.
Игровая ситуация включает в себя замещения (вместо людей — кукла) ,
упрощения (обыгрывается, например, внешняя сторона приема гостей). В
игре, таким образом, огрубленно имитируется действительность, что
позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности. Игра
организуется свободно, нерегламентированно. Никто не может обязать
ребенка играть с 10 до II часов в настольные игры, а после II— в
дочки-матери. Игру ребенка можно организовать, но он сам должен
предложенное принять. Это не значит, что у ребенка не должно быть
строгого режима дня. Сон, еда, прогулки, время игр и занятий должны
быть строго определены. Но содержание игры, включенность в нее ребенка,
прекращение игры трудно регламентировать. Ребенок сам переходит от
одной игры к другой. Учение и
труд протекают в обязательных для человека организационных формах. В
точно установленное время начинается работа, и в течение ее в
соответствии с планом и заданной продуктивностью изготовляются продукты
труда. В учении наблюдается та же самая картина. Занятия начинаются в
соответствии с расписанием, и на протяжении всего урока учащийся
занимается именно этим предметом. Различные
формы организации видов деятельности связаны и с различной их
мотивацией. Мотивом игры является удовольствие, которое ребенок
испытывает от самого процесса игры. Основным
мотивом учения и труда является чувство долга, чувство ответственности.
Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности,
чем интерес. Однако и в учении и в труде следует вызвать у человека
интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам. Не менее
важно создавать привычку трудиться. Разнообразные
виды деятельности дополняют друг друга, взаимосуществуют,
взаимопроникают. В детском саду дошкольник не только играет, но и
учится считать, рисовать. Школьник после окончания занятий с
удовольствием играет. Игровые
моменты успешно вносятся и в организацию урока: Урок с элементами
игровых ситуаций увлекает школьников. Игрой является воображаемое
путешествие по карте нашей страны или карте земного шара на уроках
географии, в ходе которого учащиеся на основе воображения рассказывают,
что. они “видят”. Школьники охотно берут на себя игровые роли на уроках
иностранного языка: учителя, гида, продавца — и на основе роли активно
овладевают языком. Рабочий не только трудится, но и учится (в вечерней
школе, в техникуме, в высшем учебном заведении или занимается
самообразованием). Он может играть в шахматы и участвовать в других
спортивных развлекательных играх. Хотя
виды деятельности не существуют изолированно, в разные периоды жизни
человека они имеют неодинаковое значение. Для одного периода жизни
ведущей деятельностью является игра, для другого — учение, а для
третьего — труд. Таким образом, можно говорить о видах деятельности,
которые являются ведущими в тот или иной период развития личности. До
поступления ребенка в школу ведущий вид деятельности — игра. Ведущий
вид деятельности школьника — учение, взрослого — труд. Игра.
Анализируя игру как вид деятельности, следует прежде всего выяснить ее
природу. В буржуазной психологической литературе широко распространены
биологизаторские теории игры, согласно которым игра ребенка освобождает
врожденную биологическую потребность в активности, одинаково присущую
как животным, так и человеку. Развитие игры ребенка пытаются связать с
соответствующими этапами развития человеческого общества. Интерес к
игре в песочек, копание ям — этапы хлебопашества, игры с животными —
скотоводства и т. д. Научный
анализ игровой деятельности показывает, что игра есть отражение
ребенком мира взрослых, путь познания окружающего мира. Убедительный
факт, разбивающий несостоятельность биологизаторской теории игры,
приводит К. К. Платонов. Ученым-этнографом на одном из островов Тихого
океана было обнаружено племя, которое жило изолированно от других. Дети
этого племени не знали игры в куклы. Когда ученый познакомил их с этой
игрой, то вначале ею заинтересовались и мальчики и девочки. Затем
интерес к игре исчез у девочек, а мальчики продолжали придумывать новые
игры с куклами. Объяснялось все просто. Женщины этого племени
заботились о добывании и приготовлении пищи. Мужчины же заботились о
детях. В первых играх ребенка
отчетливо выступает руководящая роль взрослых. Взрослые “обыгрывают”
игрушку. Подражая им, ребенок начинает играть самостоятельно. Затем
инициатива организации игры переходит к ребенку. Но и на этом этапе
руководящая роль взрослых остается. С
развитием ребенка игра изменяется. В первые два года жизни ребенок
овладевает движениями и действиями с окружающими предметами, что
приводит к возникновению функциональных игр. В функциональной игре
перед ребенком раскрываются неизвестные для него свойства предметов и
способы действия с ними. Так, впервые открыв и закрыв дверь ключом,
ребенок начинает многократно повторять это действие, пытаясь • при
всяком удобном случае повернуть ключ. Это реальное действие
переносится в игровую ситуацию. Играя, дети делают в воздухе движение,
напоминающее поворот ключа, и сопровождают его характерным звуком:
“трик-трак”. Более сложными
являются конструктивные игры. В них ребенок что-то создает: строит
дом, печет пирожки. В конструктивных играх дети осмысливают назначение
предметов и их взаимодействие. Функциональные
и конструктивные игры относятся к разряду манипулятивных, в них
ребенок осваивает окружающий предметный мир, воссоздает его в доступных
для него формах. Отношения между людьми осмысливаются в сюжетных играх.
Ребенок играет в “дочки-матери”, в “магазин”, беря на себя определенную
роль. Сюжетно-ролевые игры возникают в 3—4 года. До этого возраста дети
играют рядом, но не вместе. Сюжетно-ролевые игры предполагают
коллективные отношения. Конечно, включение ребенка в коллективные игры
зависит от условий воспитания. Дети, воспитывающиеся дома, включаются в
коллективные игры с большим трудом, чем дети, посещающие детский сад. В
коллективных сюжетных играх, которые к 6—7 годам становятся более
длительными, дети следят за замыслом игры, за поведением товарищей.
Сюжетно-ролевые игры учат детей жить в коллективе. Постепенно в игры
вводятся правила, накладывающие ограничения на поведение партнеров. Коллективная
сюжетно-ролевая игра расширяет круг общения ребенка. Он привыкает
подчиняться правилам, требованиям, которые к нему предъявляются в игре:
он то капитан космического корабля, то его пассажир, то восторженный
зритель, наблюдающий за полетом. Эти игры воспитывают чувство
коллективизма и ответственности, уважение к товарищам по игре,
приучают соблюдать правила и вырабатывают умение подчиняться им. Игры
по правилам широко представлены в жизни школьников и взрослых. В
спортивных состязаниях, в решении кроссвордов и других играх,
требующих умственного напряжения, человек переключается на другой вид
деятельности, совершенствует свои умственные и физические силы,
получает эмоциональную разрядку. Являясь
основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста, игра не
исключает и других видов деятельности. С 3—4 лет ребенок знакомится с
трудом по самообслуживанию. Он должен умываться, одеваться, убирать
игрушки. В 5— лет трудовыми обязанностями ребенка становится уход за
комнатными растениями, помощь старшим в уборке комнаты и т. д. В
детском саду дети охотно дежурят в столовой, в живом уголке, в игровой
комнате. Посильные поручения по
хозяйству формируют и укрепляют трудовые навыки и Прививают ребенку
положительные черты характера: ответственное отношение к делу, заботу о
товарищах. В жизнь дошкольника
включаются и элементы учения. Они связаны с дидактическими играми,
развивающими познавательные способности детей. Например, лото
“Животные” — игра, которая учит ребенка классифицировать предметы,
изображенные на карточке. В детских садах проводятся занятия по родной
речи (обогащение словарного запаса) , по счету. В настоящее время в
старших группах организованы занятия, подготавливающие детей к школе.
Имеется положительный опыт обучения дошкольников в детских учреждениях
музыке, рисованию, иностранному языку. Все перечисленные виды деятельности: игра, элементы труда и учения — готовят ребенка к школе.
Источник: http://www.mytests.ru/articles/104.html |